Статьи Ассоциации

«Социально-экономические факторы риска развития послеродовой депрессии и послеродового ПТСР»

В Российском Психологическом журнале (2023, Т. 20, No1) вышла статья

«Социально-экономические факторы риска развития послеродовой депрессии и послеродового ПТСР»

Авторы: Вера Якупова, Анна Суарэз, Любовь Шрайбман

Наш научный консультант, исследователь, доула, автор проекта «Доказательная доула» — Любовь Шрайбман рассказывает о сути и результатах исследования представленных в статье.

"В этой работе мы изучали связи между рисками развития послеродовой депрессии и послеродового ПТСР, условиями родов и социально-экономическими факторами. Исследование проводилось в формате онлайн-опроса, в нем приняли участие 2579 женщин в возрасте от 18 до 43 лет.

Согласно полученным данным, у 37,4 % женщин можно предполагать наличие послеродовой депрессии, 45,9 % участниц исследования имеют выраженные симптомы послеродового ПТСР, 16 % женщин соответствуют всем критериям диагностики послеродового ПТСР по DSM–V.

Частота послеродовой депрессии в нашей работе оказалась связана с семейным статусом: у женщин в разводе или одиноких частота симптомов депрессии была значимо выше, чем у тех мам, которые имели партнера (в законном или гражданском браке, в том числе без совместного проживания). Также частота послеродовой депрессии была значимо выше у женщин с более низким уровнем образования (начальное и среднее образование), чем у мам, имеющих высшее образование.

Частота послеродового ПТСР и послеродовой депрессии в нашей выборке оказалась выше среди женщин с низким экономическим статусом. В России женщины с высоким экономическим статусом чаще живут в городах и имеют более широкий доступ к качественной медицине, могут выбрать родильный дом, в городах чаще заключаются платные контракты с родильными домами. Во многих родильных домах индивидуальное сопровождение родов доступно только при заключении платного контракта. Индивидуальное сопровождение родов ассоциировано с большей удовлетворенностью родами и сниженными рисками психологической травмы. Также в крупных роддомах в городах активнее развивается гуманистическое и корректное общение с пациентами. Корректное взаимодействие с медицинским персоналом, поддержка и комфорт в родах связаны с низкими рисками развития ПТСР после родов. Женщины с низким экономическим статусом статистически чаще сталкиваются с насилием в семье и имеют травматический опыт в прошлом, что является серьезными факторами риска как послеродовой депрессии, так и послеродового ПТСР.

В нашей работе мы не обнаружили прямой ассоциации места родов и ментальных трудностей после родов, но мы выявили связь места родов и формата родов. Формат родов, в свою очередь, значимо коррелировал с выраженностью симптомов послеродовой депрессии и ПТСР. Так, наиболее низкий риск депрессии и послеродового ПТСР у женщин, роды которых прошли дома, а самый высокий – у тех, чьи роды прошли в роддоме по ОМС.

Также, согласно нашим результатам, послеродовое ПТСР значимо связано со способом прохождения родов участниц: наиболее высокие баллы были у тех женщин, чьи роды прошли путем экстренного кесарева сечения или инструментальных вагинальных родов.

Таким образом, в настоящем исследовании впервые на российской выборке рассмотрены социально-экономические факторы риска послеродовой депрессии и ПТСР, а именно факторы экономического статуса семьи, места родов и формата родов."

Любовь Шрайбман

Полный текст статьи доступен для скачивания в формате pdf по ссылке
Для специалистов