Статьи Ассоциации

Нефармакологические способы обезболивания в родах

Нефармакологические способы обезболивания в родах
Из интервью, представленного в формате Международного онлайн саммита по родам 2017 г. Better Birth 360.

Джули Бонапаче — исследователь, инструктор и автор проекта «Доверяя родам», вдохновляющий родителей вернуть себе свои роды; социальный работник и семейный медиатор, магистр образовательных наук. С 1989 года ведёт авторский курс подготовки к родам, который признан во всём мире. Преподаёт для медицинских специалистов (акушерок, врачей-терапевтов, медсестёр, акушеров-гинекологов и т. п.) в разных странах. Автор канадских рекомендаций по обезболиванию в родах для Сообщества акушеров и гинекологов.

Джули называет себя активисткой и защитницей прав женщин, родителей и детей. Когда она работала семейным медиатором, помогая супругам наладить диалог во время развода, часто всплывала тема появления ребёнка, и женщины часто говорили, что чувствовали себя перегруженными новыми обязанностями, в то время как мужчины говорили, что чувствовали себя оставленными за бортом, не включёнными в семейный союз. В т.ч. в сексуальном плане, мужчины не чувствовали, что с ними считались и их потребности оставались неудовлетворёнными.

Когда Джули стала работать с родителями, она фокусировалась на том, чтобы помогать укрепить связь между мужчиной и женщиной и вырабатывать навыки общения, которые помогут им во время беременности, родов и после, когда к столькому нужно адаптироваться.

По сути её программа — это создание сильной команды: родители выбирают, какие роды они хотят, и становятся их активными участниками, а не пассивными наблюдателями, за которых принимают решения другие люди.

Исследования говорят нам, что во время беременности, в родах и после женщина вырабатывает разные гормоны, которые на протяжении тысяч лет позволяют ей вынашивать, кормить, любить дитя и которые обеспечивают безопасность в родах. Теперь мы также знаем, что, если мужчина вовлечён в беременность и роды, он тоже вырабатывает часть этих гормонов. Их назначение в том, чтобы удерживать вовлечённость отца в семью. Биологически для выживания союза необходима забота родителей о детёныше. Чем больше отец заботиться о своём ребёнке, тем больше он будет хотеть это делать, т. к. он будет вырабатывать пролактин (гормон материнской и отцовской привязанности). Он будет мотивирован биологически в течение года после рождения ребёнка.

Помочь паре сплотиться можно, спрашивая об их представлениях и отношении к родам. Чаще всего можно услышать о страхе боли и страданий, особенно в первую беременность. Джули нашла способ включать обоих партнёров путём различных техник и механизмов, встроенных в наше тело, специально чтобы регулировать боль.

«Метод Бонапаче» включает в себя три нелекарственных механизма контроля ощущения боли для естественных, более комфортных и более позитивных родов. Мы живём в парадигме «роды — это больно». Почему? Роды не обязательно должны быть болью. С точки зрения нейрофизиологии, в теле нет никакой патологии. Если вы уроните кирпич на ногу, у вас будет болеть нога, потому что вы активизируете ткани в ноге, что-то случилось с ногой, возможно перелом. И болевой сигнал здесь — есть ответ тела на травму.

•            Деторождение не травма. Биологически нет объяснений того, почему оно должно быть таким болезненным. Мы можем ощущать интенсивность того, что ребёнок движется вниз, создаёт давление на тазовые кости и сочленения, растягивает мышцы и связки. Поэтому возможно, часть испытываемых нами ощущений связано с этим. Но, вероятно, есть и психологический компонент: чем больше мы ожидаем боли, тем больше её будет.
•            Второй фактор — всё то, что мы делаем с женщиной, что усиливает сигнал боли. И родители не осознают, что могут принимать решения, которые будут влиять на этот фактор. Во всём мире существуют рутинные медицинские вмешательства, призванные быть полезными для роженицы. Несколько лет назад правительство провинции Квебек провело исследование, которое показало, что эти рутинные вмешательства влияют на нормальные роды, делая их более болезненными.
Таким фактором может быть такая незначительная вещь как переодевание в больничную робу — в ней женщине неудобно двигаться, она не чувствует себя сексуальной, может чувствовать себя больной, пациентом и т. д. На самом деле рожающей женщине нет никакой необходимости надевать больничную робу! Во многих больницах в разных странах женщинам позволено быть в той одежде, в какой они хотят.
Передвижение на инвалидном кресле также может давать сигнал мозгу, что что-то не так.
Внутривенный катетер, сковывающий движения.
Запрет на еду и питьё — в мире масса больниц, навязывающих женщинам этот запрет, – при отсутствии научных доказательств такой необходимости.
•            Другие факторы, усиливающие болевой сигнал: запускание родов искусственными гормонами — родители должны знать, что стимуляция родов не проходит легко.
Джули работала в Ливане в государственной больнице с уровнем кесаревых сечений в 60%. На её вопрос «как вы практикуете роды?» ей ответили, что у 100% женщин стимулируют начало родовой деятельности. На её вопрос «Почему вы это делаете?» ей ответили «У нас много клиник и врачей, работающих по расписанию. Вы же не думаете, что мы поедем на роды ночью? Нам удобно, чтобы женщина родила днём. Если она не родит до ночи, мы её прокесарим». Это всё практики, основанные не на научных данных, не на безопасности матери и ребёнка, а на удобстве.
Если женщину стимулируют на сроке, далёком от её физиологического срока родов (который может сильно отличаться от даты, которую мы предполагаем), её ощущения в родах будут более интенсивными, она вероятнее всего захочет эпидуральную анестезию, а это в свою очередь — начало каскада вмешательств.

Имея чёткое понимание нейрофизиологии механизмов, заложенных в нашем теле, мы можем использовать любую технику, чтобы их активировать. Для контроля любой боли у нас есть 3 ресурса:

1.           Теория контроля ворот (gate control theory): стимулируя болевую зону, мы перекрываем каналы, по которым в головной мозг посылается болевой сигнал, он становится размытым.
Простой пример — если мы ударяем руку, мы рефлекторно гладим ушибленное место. Мы не будем тереть ногу, если ударили голову. Так же и в родах — массаж бёдер, поясницы, промежности, любого места, где женщина испытывает сильные ощущения (руками, водой, через вибрации, движение — в танце, на фитболе, обтираясь об стену и пр.).
Фармацевтические компании не заинтересованы в финансировании исследований, доказывающих эффективность йоги, мягкого массажа, медитации, дыхания в родах. Поэтому, когда речь заходит о нелекарственных методах обезболивания, у нас не так много статистики, т. к. очень мало исследователей получают финансирование на такие изыскания. Если они встречаются, например, в Кокрейновской базе, они чаще всего приходят к выводу, что эти техники безопасны, но мы не можем точно говорить об их эффективности.
Поэтому Джули предложила своим коллегам собрать воедино все возможные техники, работающие на один взятый нейрофизиологический механизм, и оценить их эффективность. В случае с теорией контроля ворот они получили результат в снижении частоты использования ЭА на 20%. Результат не касался уровня удовлетворённости родами, безопасности для ребёнка, частоты КС или инструментальных родов.

2.           Создание второго очага боли — концепция, простая для понимания, но сложная для воплощения. Партнёрам тяжело решиться сознательно причинять боль роженице.
Биологически функция боли — защита организма. В случае с кирпичом боль говорит нам обратить внимание на ногу, приложить лёд, осмотреть на наличие перелома, позаботиться. Если бы боль полностью отсутствовала в родах, мы могли бы рожать посреди магазина, без нашего племени вокруг, без защиты, неподготовленными принять ребёнка. Мы бы оказались не в очень хорошей ситуации. Поэтому ощущения в родах говорят нам «что-то большое происходит, проснись, обрати внимание, будь в этом, сделай это комфортным для ребёнка, потому что это процесс для вас обоих и для всей семьи».
Если создать параллельный источник боли в определённых акупунктурных точках, мы делаем две вещи одновременно: применяем мудрость китайской медицины (каждая точка отвечает за свои процессы в организме) + помогаем выработке эндорфинов в ответ на сигнал боли.
Почему эндорфины вырабатываются в ответ на вторичный источник боли, а не на первичный? Мозг временно «бросает» эндорфины на первый источник — родовые ощущения — чтобы разобраться, не является ли второй источник более опасным? Поэтому женщины могут говорить, что чувствуют ослабление боли от родов, но чувствуют боль от сжатой руки.
В Алжире женщины традиционно берут небольшой камень, который больно сжимают в руке на пике схваток.
Другой способ — инъекции стерильной воды, которые врач делает в поясницу роженицы на пике схватки, создающие небольшие жалящие ощущения. Не нужно делать их между схватками и создавать единственный очаг боли, когда женщина хочет отдыхать. Она вас за это не полюбит 🙂 Эффект от таких инъекций длится до 2-х часов (научно доказано)!
В развивающихся странах Джули рекомендует использовать миску со льдом, в которую на пике схватки женщина может окунуть конечность и в ту же секунду почувствовать облегчение родовых ощущений.
Биологически наши тела устроены очень мудро. Женщины, работающие со своими ощущениями, имеют более безопасные и более счастливые роды.

3.           Доверяя работе этих техник, мы активизируем третий механизм: Контроль ума.
Джули практикует йогу более 30 лет. Йога — это древняя практика, помогающая тренировать ум и тело, концентрировать внимание. Если ваш ум «прошит» установкой, что роды — это благостный опыт, вы учитесь использовать дыхание, визуализацию, разговариваете с ребёнком, ощущаете свою безопасность, силой своего ума вы будете вырабатывать эндорфины. Но для этого нужно немного потренироваться в том, куда направлять своё внимание.
В Марокко женщин учат, что если они лишаться девственности до вступления в брак, их статус сразу понизится, они ничего не будут стоить — огромное культурное и религиозное влияние на женскую сексуальность. Вторая идея, ассоциирующаяся с сексуальностью, это удовольствие. А оно опционально. Женщину там учат тому, что секс — это обязательство, в котором у неё часто нет выбора: партнёра, позиции, способа, когда, нельзя говорить о своих желаниях. Как следствие, женщины не жаждут секса — они его ожидают. И быстро убеждаются, что секс — это больно. Это знание встроено в них, и чем больше они им занимаются, тем им больнее. Интересно, что огромное количество женщин в Марокко имеют вагинальные инфекции и вагинизм: тело реагирует заявлением «я закрываюсь от этого опыта».
Этот пример прекрасно ложится на нашу действительность в родах. Мы обусловили женщин быть пассивными, не говорить, что им нужно, разрешать другим решать, что для них лучше, отдавать свою силу. Конечно, женщины испытывают боль, которую нужно терпеть.
Джули предлагает давать ЭА врачу, потому что часто это врачу неудобно видеть женщину, проживающую свои родовые ощущения через движения, звучание. Они приходят к женщине и говорят «ты выглядишь так, будто ты страдаешь, мучаешься», «когда ты хочешь свою эпидуральную?». Не единожды, а регулярно. Во многих странах мира это единственная техника, которой они владеют!
Во Франции одна акушерка сказала Джули «Моя цель — каждой женщине давать ЭА, хочет она этого или нет». Когда стали смотреть глубже, выяснилось, что она проецировала то, что случилось с ней в её собственных родах, на всех и каждую женщину. Но сейчас это не про тебя! Это про эту женщину, про этих родителей и про их опыт, который они хотят прожить.
Поэтому, родители, забирайте назад свои роды и будьте в активной позиции — одно только это снижает интенсивность ощущений и способствует выработке гормонов и нейротрансмитеров, которые блокируют сигналы боли.


Результаты исследования Джули только этого механизма (создания второго очага боли) были ещё лучше, чем №1 — на 40% меньше ЭА, больше чувства контроля и удовлетворённости родами у женщин. Но не было никаких результатов с уровнем КС, использованием синтетического окситоцина или инструментов.

Результатом исследования третьего механизма — контроля ума — стало лишь 10%-ное уменьшение ЭА (к большому удивлению исследователей). Когда женщина в состоянии дзен, уходит эмоциональная составляющая боли (насколько сильно и насколько неприятно ощущение). И оказалось, что именно эта эмоциональная составляющая напрямую влияет на снижение уровня медицинских вмешательств. Женщина в дзене реже получит КС, синтетический окситоцин, инструментальной помощи и больше баллов по шкале Апгар для малыша!

Если мы хотим сделать роды менее болезненными и более безопасными, мы должны смотреть не столько на тело, сколько на ум, на эмоции и личность, живущие в теле. Безопасность создаётся психологическим состоянием матери в родах. Женщины, чувствующие любовь и заботу, рожают легче и безопаснее. Когда женщина окружена любовью и заботой, она вырабатывает правильные гормоны. Когда женщина в стрессе (в страхе за ребёнка, «недостаточно быстро» раскрывается шейка, ей запрещено есть и пить и пр.), она вырабатывает гормоны стресса.

У нас есть два огромных ресурса для родов: нейрофизиология и гормоны. Работая с медиками по всему миру, Джули видит, как многие просто игнорируют гормональную составляющую процесса.

Синтетический окситоцин — не такая незначительная штука, коей её выставляют врачи. Он может повлиять на то, как проявятся гены ребёнка. Научно доказана взаимосвязь между искусственным окситоцином и послеродовой депрессией у женщин.

Одна из техник, которой Джули обучает медиков, называется «Эмоциональная свобода». Если женщина тревожится, не давайте ей таблетку — работайте с ней. Не давайте ей ЭА, потому что она «страдает» — ЭА не уменьшит страдания. Она снизит интенсивность сигнала, но её страдания никуда не уйдут. Она всё равно скажет «я одна, мне страшно, я не знаю, что происходит с моим ребёнком, мне плохо от этого». Страдание лечится заботой, а этого не может дать ни одна машина. В медицине эмоции не учитываются, а нужно учиться разрешать родителям выражать и проживать свои эмоции. В этом помогает стимуляции акупунктурных точек.

Во время полёта из Марокко в Алжир Джули увидела молодую мать с двумя маленькими детьми — младенцем 2-3 мес. и старшим ребёнком лет трёх. Самолёт ещё не взлетел, а дети кричали без умолку. Как это часто бывает, пассажиры быстро теряли терпение «кто-нибудь сделайте что-нибудь». Когда самолёт набрал высоту, Джули подошла к этой женщине, чтобы предложить помощь с детьми, и та дала ей синего от крика малыша, который, вероятно, к тому моменту уже был не на одном самолёте, его ритм совершенно сбился, он устал. У Джули с собой не было ничего, чтобы успокоить младенца, поэтому она просто села, положила его себе на колени и запела мантру «хью» (этот звук хорошо помогает расслабляться в родах), постукивая по акупунктурным точкам вокруг носика и глазного яблока, в ритм его плача. Через минуту младенец спал и проспал до посадки.

У нас есть столько ресурсов! Учитесь их использовать.

Как помочь родителям сблизиться в перинатальный период и прожить его как уникальный опыт посвящения?

Ким Анамиш, холистический секс-коуч, говорит о концепции полярности: мужчины и женщины разные. Давайте не будем делать женщин из мужчин. Энергия силы, которая есть в мужчинах, прекрасна и очень нужна. Будьте мужчиной, защищающим пространство от врага. Энергия женщины — отпускание, расслабление. В родах не нужен мужчина, который будет говорить «вы врач, вы лучше знаете». В родах нужен мужчина, который может сказать «моя партнёрша сказала «нет», значит так и будет».

В некоторых странах до сих пор практикуют рутинную эпизиотомию. Понятно, почему женщины в этих странах стремятся взять на роды своих партнёров — потому что мужчина может сказать «пока я здесь, никто не разрежет её промежность». А если женщина одна, в родильной палате на 10 женщин, где одновременно рожают пятеро, у них нет прав и никто не может их защитить. Но в странах, где партнёры могут быть на родах, Джули объясняет им отсутствие эффективности эпизиотомии так: дайте мне свою руку, я порежу её, чтобы вы не порезались. Мужской ум не может найти логику в этом! Тогда мужчина сам предлагает — давайте лучше сделаем так, чтобы я не порезался изначально, тогда не придётся меня резать!

Мужчина должен защищать пространство женщины, чтобы она могла отпускать дитя.

Тогда мужчины остаются с ощущением «Я был нужен, я сделал что-то важное для своей семьи, я защитил!», а женщины исполняются истинной благодарности мужчинам, которым очень важно услышать слова благодарности за своё участие.

В медицинской среде много сопротивления нормализации родов. Но исторически изменения всегда наступали тогда, когда люди поднимали головы, начинали говорить.
Екатерина Марипоса, доула АПД

Роды